Евгеиня

Основные подходы к изучению культуры реферат

Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности. В отличие от "текстового" подхода смещает акцент рассмотрения в плоскость взаимосвязи знаковой и социальной реальности через системы коммуникаций. Реферат, Кол-во страниц: 30 Кол-во источников: Диплом, Кол-во страниц: 62 Кол-во источников: Курсовая работа, Кол-во страниц: 21 Кол-во источников: Контрольная Экономическая безопасность Кадровая безопасность предприятия. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека.

Культура как предмет исследования — Виталий Куренной

Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности.

Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры орудий труда или эволюцию форм религиозных верований от анимизма до мировых религий.

Государственные архивы рф рефератМетоды применяемые в курсовых работах
Реферат на тему армииВаряги в истории древней руси доклад
Образование в великобритании рефератЭссе на тему роль демократии в современном обществе
Егэ эссе по истории петр 1Рефераты по психологии онлайн

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия культура и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А. Крёберу и К.

  • Артефакты , верования, обычаи и т.
  • Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные.
  • Это — общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения.
  • Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.
  • Диплом, г.
  • Следовательно, они существуют как бы в двух ипостасях: во-первых, они продуцируются, селекционируются, легитимизируются, транслируются определенными институтами, которые организуют и контроль за следованием им, в пласт активности непосредственных социальных агентов, то есть имеют институциональное измерение; во-вторых, они подвергаются целому ряду операций со стороны непосредственных "исполнителей": принимаются, трансформируются или отторгаются ими в идеальном случае - интернализируются, "квазизнаково" воплощаются, то есть имеют реализационное измерение.

Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные исторически сложившиеся идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

В социологиикак и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:. В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

Поэтому социологический и антропологический подходы дополняют друг друга, что следует из табл. Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода. Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные. Тем не менее можно выделить ряд важнейших основные подходы к изучению культуры реферат культуры.

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к ее определению.

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком.

[TRANSLIT]

Такого взгляда, в частности, придерживается культуролог Э. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.

Понятие культуры; подходы к определению понятия культуры.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы.

Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы основные подходы к изучению культуры реферат, которые он воплощает в материальную форму.

Поэтому Н. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Диплом, Кол-во страниц: 88 Кол-во источников: Цена: 4. Контрольная работа, Кол-во страниц: 19 Кол-во источников: Диплом, г.

Кол-во источников: Цена: 2. Кол-во страниц: 76 Кол-во источников: Дипломная работа, г. Кол-во страниц: 66 Кол-во источников: Кол-во страниц: 51 Кол-во источников: Курсовая работа, Кол-во страниц: 39 Кол-во источников: Курсовая работа, Кол-во страниц: 21 Кол-во источников: Диплом, Кол-во страниц: 59 Кол-во источников: Цена: 3.

Контрольная, г. Кол-во страниц: 16 Кол-во источников: 6. Контрольная работа, Кол-во страниц: 8 Кол-во источников: 0. Контрольная работа, Кол-во страниц: 12 Кол-во источников: Кол-во страниц: 15 Кол-во источников: 9. Курсовая, г. Основные подходы к изучению культуры реферат страниц: 40 Кол-во источников: Курсовая работа, г. Кол-во страниц: 34 Кол-во источников: Кол-во страниц: 33 Кол-во источников: Во-вторых, возникает необходимость определения уровня и масштаба рассмотрения, исходя из которых, исследователь описывает и анализирует предметность культуры.

В-третьих, понимание предмета социологии культуры коренным образом меняется в зависимости от самой трактовки культуры, многообразия теоретических и методологических ориентации, в рамках которых делается выбор исследователя. Наконец, исследователь, решивший заняться проблематикой культуры, сталкивается с необходимостью междисциплинарного определения этой науки.

2. Подходы к изучению культуры

Границы между культурологией, социологией и философией культуры не только "прозрачны", но и до сих пор более или менее удовлетворительно не определены.

Это порождает значительную понятийную и терминологическую "путаницу". Несмотря на указанные трудности, следует иметь в виду следующее. Культура - это основные подходы к изучению культуры реферат и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс со своими этапами и законами развития. В этом плане культуру можно определить как особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития, к которым относятся: производство, наука, образование, искусство, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.

Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать в несколько типологических групп. Первую группу образуют подходы, описывающие прежде всего "статику" культуры. Среди них можно выделить как минимум четыре достаточно самостоятельные группы теорий - это "предметные", "ценностные" "аксиологические""символические" и "текстовые" "семиотические" теории.

Вторую группу образуют подходы, описывающие "динамику" культуры, которые можно обозначить как "деятельностные", "технологические", "игровые" и "коммуникативные" теории.

Разработка данных вопросов позволяет в последующем анализе "выходить" из этого "пограничного" пространства в собственно деятельностный и процессуальный "срез" социальной активности, то есть описывать конкретные типологические системы и ситуации совместной деятельности субъектов для достижения выдвигаемых ими целей: а на уровнях индивида, группы, общности, института, организации, общества в целом; б в подсистемах экономической, политической, собственно социальной и т. Однако любые разграничения в структуре сообщений относительны, так как: а границы текстов задаются в каждой культуре и оговариваются для типовых ситуаций по своим критериям; б их функции проникают друг в друга тексты, например, могут актуализировать свою мнемоническую составляющую ; в в ходе социокультурных процессов возможно "оборачивание" текстов в нетексты, и наоборот. Такого взгляда, в частности, придерживается культуролог Э. В-третьих, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению, акцент делается на опредмеченных формах культуры, закрепленных в памяти социума она выступает здесь, по сути, как своеобразный музей, хранилище образцов, извлекаемых по мере надобности для организации социального взаимодействия.

Третью группу составляют такие теории, которые определяются как "субъектные" акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: "Кто и как действует? Предметный подход. В рамках этого подхода культурное понимается как "возделанное", искусственно созданное и в этом качестве противостоящее природному, естественному. Культура есть все то, что создано человеком.

Любые продукты человеческой активности могут быть охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных объективированных сущностных сил человека, то есть культуры. Это опредмечивание осуществляется двояко - в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека материальная культураи в ценностях, текстах, с помощью которых организуют прежде всего поле коммуникации субъектов духовная культура.

Социализированный в культуре человек способен извлекать закрепленные в ней смыслы, схемы, то есть распредмечивать их и использовать в своих целях. Упрощая, можно сказать, что культура - это определенным образом организованная и легитимизированная система образцов схем, моделей, текстовосновные подходы к изучению культуры реферат усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность, производя новые результаты продуктыкак условия и возможные новые образцы последующего действования.

Данный подход хорошо проработан в социологии, долгое время он был даже одним из доминирующих. Однако практика выявила и ряд существенных его недостатков, и принципиальную ограниченность его возможностей. Во-первых, нет четких критериев, позволяющих оценивать тот или иной "предмет" в культуре, содержание которой оказывается весьма расплывчатым и слабо структурированным.

Во-вторых, в социологию некритически переносятся схемы археологии и этнологии с разделением культуры на противостоящие друг другу подсистемы - материальную и духовную, что нарушает принцип единства культурной системы. В-третьих, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению, акцент делается на опредмеченных формах культуры, закрепленных в памяти социума она выступает здесь, по сути, как своеобразный музей, хранилище образцов, извлекаемых по мере надобности для организации социального взаимодействия.

Эти недостатки заставляют исследователей искать иные аспекты этого феномена. Деятельпостный подход. Культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов продуктов человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов.

Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты, превращая их в условия и детерминанты последующей социальной активности. Люди всегда находятся в определенных макро- и микрокультурных средах, которые могут быть структурированы основные подходы к изучению культуры реферат представленным в них факторам, с которыми индивиды сталкиваются в своей жизни.

Соответственно могут быть выявлены и оценены по степени актуализации в конкретных ситуациях хранимые в культуре содержания значения. Фиксации подлежат также степень их легитимности нормированности, санкционированности и усвоенности интериоризации теми или иными социальными агентами. Конечная цель социологического анализа - оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие "вставки", которые основные подходы к изучению культуры реферат делают, самореализуя себя в социокультурной жизни.

Такова в целом схема деятельностного подхода, сумевшего преодолеть ограничения и недостатки "предметного" подхода введение фактора динамики, представления о единстве культурной деятельности и т. Во-первых, акценты делаются не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления.

Во-вторых, остаются содержательно "расплывчатыми" понятия "интегративной качественной характеристики" и "культурной деятельности". Культура — все, что создано человеком в отличии от природного, благодаря его индивидуальности.

Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление курсовая работа на тему кишечные инфекции точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального или субъективно-осмысленного.

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Четвертый круг проблем, рассматриваемых в социологии культуры - это описание и анализ социокультурной динамики: тех взаимодействий и процессов, в которые втянуты различные социальные агенты, подсистемы и структуры внутри определенной культуры как относительно автономной целостности , и тех глобальных социокультурных процессов, с которыми сталкивается сегодня человечество в постиндустриальный период своего развития, и в которые все более погружаются отдельные национальные, локальные и региональные культуры в своем межкультурном взаимодействии. С точки зрения культуры, условно говоря, важно не столько то, что делается, а скорее то, как и с какой целью делается. Дипломная работа, г. Наряду с определениями культуры Л.

Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях. Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества сообщества и проявляющихся на поведенческом уровне.

[TRANSLIT]

Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное.

Основные подходы к изучению культуры реферат 8118

Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социальности. Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно.

Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

Основные подходы к изучению культуры реферат 274