bodamre

Средства и методы научного познания реферат

В противовес софистам, которые пытались навязать и доказать свою точку зрения, Сократ пытался наводящими вопросами заставить оппонента самостоятельно прийти к новым выводам и изменить свои первоначальные взгляды. Теоретические научные методы: 3. Выделяют две основных группы тестов — тесты интеллекта знаменитый коэффициент IQ и тесты достижений профессиональных, спортивных и др. Как уже отмечалось выше, различают эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Отсутствие противоречащего случая является главным основанием для принятия индуктивного вывода. В богословии и в некоторых направлениях философии научное знание рассматривается как всегда ограниченное, условное и потому никогда не способное претендовать на абсолютную истинность [14].

Можно говорить о существовании двух крайних течений в философии наблюдения. Это — феноменализм и ноуменализм [4, c.

Феноменализмом можно называть такую философию наблюдения, которая утверждает, что наблюдаться может только то, что воспринимается внешними органами чувств — зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И только это можно считать научным. Все остальное должно быть изгнано из научного познания. Наоборот, ноуменализм от латинского noumen - сущность утверждает возможность наблюдения не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств — интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции.

Предполагается тем самым, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия.

Реферат о императоре николае 2Патриотизм и верность долгу рефератАит по учету заработной платы курсовая работа
Ван гог реферат краткоОткрытие васко да гама докладРеферат пржевальский николай михайлович
Рецензия к книге тихий донЭссе об экстремальных видах спорта по английскому языкуДоклад греческий танец сиртаки

По-видимому, оба эти направления являются крайними позициями, между которыми находится реальный процесс научного наблюдения. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непревзойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов.

Существует множество различных видов эксперимента, например, прямой при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования и модельный объект заменяется в эксперименте моделью , полевой эксперимент проводится в естественных для объекта условиях и лабораторный объект исследуется в искусственно-созданной обстановке. Из-за этих гипотез, которые фактически являются частью теории, временно выводятся из-под критики и становится невозможным опровержение таких теорий, так как противоречия теории и эксперимента объясняются гипотезой ad hoc и не опровергают теорию. Это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования.

Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.

Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться средства и методы научного познания реферат с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы восприимаются исследователем косвенно — по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости.

Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным [2. Измерение — это наблюдение, дополненное использованием количественных методов: собственно процедуры измерения и процедуры статистической обработки результатов измерения.

Эта процедура базируется на теории измерения и на теории статистической обработки данных [2. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения. Единица измерения — это эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта или явления [1, средства и методы научного познания реферат. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта.

Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени измерение размеров тел, постоянного давления и т. К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени измерение вибрации, пульсирующих давлений и т.

[TRANSLIT]

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором.

Классификация методов научного познания

При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения. Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает менее точный результат.

Хорошо дипломная работа косметические товары измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем часто открывает новые пути совершенствования самих измерений [1, c.

Эксперимент — метод изучения объекта, посредством погружения его в искусственную ситуацию с помощью экспериментальной установки или создания искусственных условий, что позволяет выделить в объекте интересующие ученого стороны. Эксперимент включает в себя и измерение, и наблюдение [2, c.

В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия.

В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать средства и методы научного познания реферат сущность. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это средства и методы научного познания реферат, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

В современной науке многие эксперименты требуют специальной организации, планирования и автоматизации. Существует множество различных видов эксперимента, например, прямой при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования и модельный объект заменяется в эксперименте модельюполевой эксперимент проводится в естественных для объекта условиях и лабораторный объект исследуется в искусственно-созданной обстановке. По целям можно выделять поисковый когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследованияизмерительный осуществляется сложное измерение объектапроверочный в этом случае идет проверка и отбор гипотез эксперименты.

Теоретические методы научного познания подразделяются на общие методы познания действительности и специфические методы теоретического познания [2, c. Академик Виталий Лазаревич Гинзбург [7] :. Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге… Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге….

Научный метод

Даже простая убеждённость в чём-либо на основе предыдущего опыта или знаний может изменять интерпретацию результатов наблюдения. Человек, имеющий определённое убеждение касательно некоего явления, часто склонен воспринимать познания реферат в качестве доказательств своей веры уже только потому, что они ей прямо не противоречат.

При анализе может оказаться, что предмет веры является лишь частным случаем более общих явлений например, Корпускулярно-волновая теория считает частными случаями предшествовавшие представления о свете в форме частиц или волн или вообще не связан с предметом наблюдения например, концепция Теплорода в отношении температуры.

Не менее антинаучной может быть и идеологическая предубеждённость. Примером несовместимости подобной предубеждённости и научного метода является сессия ВАСХНИЛ годав результате которой генетика в СССР оказалась под запретом до года и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет [8]. Лысенко против генетики состоял в том, что основоположники классической теории наследственности отнюдь не "идеалистической" МендельВейсман и Морган якобы вследствие своего идеализма создали неправильную идеалистическую теорию с элементами мистики вместо правильной методы [9] :.

Как мы отмечали ранее, научного материалистического и идеалистического мировоззрений в биологической науке имело место на протяжении всей её истории… Для нас совершенно ясно, что основные положения менделизма-морганизма ложны. Они не отражают действительности живой природы и являют собой образец метафизики и идеализма… Истинную идеологическую подоплёку морганистской генетики хорошо невзначай для наших морганистов вскрыл физик Э.

Ряд постпозитивистов в своих трудах во 2-й половине XX века сделали попытку применить критерии научного метода к самой науке на примере исторического материала реальных открытий.

В результате появилась критика этого метода, которая, по мнению постпозитивистов, указывает на расхождение между методологией научного метода и реальным развитием научных идей.

Хотя постпозитивисты отказываются от понятия истинытем не менее, другие методологи [ источник не указан дней ] науки выражают надежду найти общие критерии, которые позволяли бы приблизиться к более адекватному описанию мира. Томас Кун считает, что научное знание развивается скачкообразно. Научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи старой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс.

Кун относит методы, которые влияют на переход от одной парадигмы к другой, в область социологии [11]. Это один из механизмов, при помощи которого преодолеваются противоречия между теорией и экспериментом. Из-за этих гипотез, которые фактически являются частью теории, временно выводятся из-под критики и становится невозможным опровержение таких теорий, так как противоречия теории и эксперимента объясняются гипотезой ad hoc и не опровергают теорию.

С помощью этих гипотез становится невозможным полное опровержение ни одной теории. Таким образом, критерий демаркации догматического фальсификациониста оказывается в высшей степени антитеоретическим [12]. Майкл Полани считает, практика на торговом предприятии научное знание можно передать через формальные языки только частично, а оставшаяся часть будет составлять личностное или неявное знание учёного, которое принципиально непередаваемо. Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому средства фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание общенаучного характера.

Таковы положения математики, теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и других наук, оперирующих понятиями информации, сложности, системы, структуры, организации, модели, управления, элемента, знака, алгоритма, вероятности, разнообразия, гомоморфизм а и т. Методы этих наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания.

Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро конкретно-научной методологии. Специфический набор методологических средств имеют, например, исследования в биологии, физике, химии и т. В то же время результаты этих наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учет а в технических науках многообразных познания реферат быстро изменяющихся регулятивовсоциально-экономического характера.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы — экспериментально-производственную деятельность.

Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь ее предписания относятся в деятельности с объектами, выраженными в знаковой познания реферат.

Методы научного исследования и их классификация

Например, существуют методики различного рода вычислений, расшифровки текстов, проведения мысленных экспериментов и т. На современном этапе развития науки как на ее эмпирическом, так и на теоретическом уровне исключительно важная роль принадлежит компьютерной технике.

Средства и методы научного познания реферат 8068

Без нее немыслимы современный эксперимент, моделирование ситуаций, различные вычислительные процедуры. Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткиеограничения — инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.

На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир.

В свою очередь, практика исследования невозможна без управления со стороны идеальных установок. Хорошее владение методикой — показатель высокогопрофессионализма. Она определяет общую направленность дальнейшего развития любой отрасли знания, науки в целом.

Например, мистическая трактовка сущности органической жизни вступает в противоречие с материалистической диалектикой, которая всегда выступала как против механицизм а, так и против витализм а в понимании этой проблемы.

Методы научного познания

Дальнейшее развитие науки подтвердило истинность такой диалектической постановки вопроса, дав вполне научное объяснение причины не сводимостибиологических процессов к физико-химическим. Методологическое значение философии заключается и в том, что теория познания анализирует и разрабатывает способы, приемы и методы научного познания, которые имеют общенаучное, универсальное значение наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, формализация, моделирование и др.

Полученные обобщения выражаются в форме общих рекомендаций, которые могут сознательно, целенаправленно, а значит, и эффективно применяться и использоваться при решении тех или иных проблем.

Общенаучные методы эмпирического познания. Первичным и элементарным познавательным процессом является наблюдение.

Лекция 2. Средства и методы научного исследования.

Наблюдение — это целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. Наблюдение, как правило, оказывается элементом более сложного познавательного процесса например, эксперимента и применяется в сочетании с другими методами.

В ходе наблюдения обычно используются различные приборы микроскоп, телескоп, рентгеновский аппарат и пр. Так, учеными долгое время предполагалось, что само наблюдение и средства и методы научного познания реферат не изменяют существенным образом ту величину, которую требовалось исследовать. Однако в атомной физике и в физике элементарных частиц взаимодействие между средствами наблюдения и измерения и объектом настолько существенно, что им не следует пренебрегать, от него познания отвлечься.

В связи с этим познание средства и методы научного познания реферат а требует обязательного учет а свойств прибора, его рабочей части, характера взаимодействия с микрообъектом. Большую роль в наблюдении играет измерение. Если простое наблюдение дает нам информацию о качественных особенностях объекта, то измерение характеризует его количественную сторону.

При наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это обусловливается рядом обстоятельств: недоступностью этих объектов для практического воздействия например, наблюдение удаленных космических объектовнежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс фенологические, психологические и др. Оно осуществляет две основные функции: 1 получение новой информации, которая необходима для постановки новых проблем и выдвижения гипотез; 2 проверка теоретических выводов.

Важно свести к минимуму субъективность наблюдателя, преодолеть хаотичность впечатлений. Крестовые походы краткое содержание этой целью наблюдают за однородными объектами, меняют условия наблюдения и т. Различают простое наблюдение, т. Эмпирическое описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки систематизация, классификация и обобщения. Описание подразделяется на два основных вида — качественное и количественное. Как показывает история науки, приправ ильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.

Так, в процессе наблюдений средства быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Осуществляя наблюдение, человек констатирует то, что происходит в объективной действительности. Он может не вмешиваться в объективно протекающий процесс и не вносить в него никаких изменений. В отличие от наблюдения, эксперимент второй эмпирический метод реферат вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования.

В ходе эксперимента с помощью специальных инструментов и приборов он изолирует изучаемый объект от влияния побочных явлений, многократно воспроизводит ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю методы научного учет у условиях, планомерно изменяет, варьирует, комбинирует различные условия с целью получения искомого результата. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.

При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. С одной стороны, именно эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования.

По своему замыслу эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием: он задумывается на основании соответствующих теоретических знаний и его целью зачастую является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы.

Сами результаты эксперимента нуждаются в определен ной теоретической интерпретации. Вместе стем метод эксперимента по характеру используемых познавательных средств принадлежит к эмпирическому этапу познания.

Он к тому же предполагает определенное изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения более полной информации о его свойствах и отношениях. Ученый может заменить естественные условия искусственными, изменить окружение объекта, создать новые объекты и т.

Средства и методы научного познания реферат 1790

Эксперименты могут быть реальными и мысленными. Эксперимент —это не только метод познания, но и необходимый компонент практики. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. В таких искусственно созданных условиях у дается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность.

В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, средства и методы научного познания реферат влиять на его протекание. Как отмечал академик И. В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Успешно осуществив, например, опыт по химическому синтезу различных веществ и паров воды в условиях действия электрических разрядов, экспериментаторы доказали истинность гипотезы А.

Опарина бизнес английском реферат появлении органических соединений и путях формирования первых живых существ на нашей планете. Иной характер имеют эксперименты в области математики и в сфере общественных наук, где, образно говоря, микроскоп и химические реактивы должна заменить сила абстракции. Являясь основной формой эмпирического познания в естественных науках, эксперимент применяется и в общественных.

Однако здесь его значение ограничен о, во-первых, моральными, гуманистическими соображениями, во-вторых, тем, что большинство социальных явлений нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, и, в-третьих, тем, что многие социальные явления невозможно многократно повторять, изолировать от других общественных явлении.

Поэтому социальный эксперимент допустим и возможен лишь в определенных рамках. Поэтому и критерием истинности в общественных науках выступают не столько отдельные социальные эксперименты, сколько производственная, политическая и вообще общественно-историческая деятельность людей, т. Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Исследователь стремится как можно средства и методы научного познания реферат зафиксировать преимущественно внешние стороны изучаемого объекта.

Объём обычного повествования постепенно сокращается, уступая место более строгим средствам описания. Оно дополняет качественные методы познания природных явлений точными количественными методами. Средства и методы научного познания реферат измерение представляет собой непосредственно эмпирическую процедуру.

Эта практически-познавательная деятельность человека составляет основу экспериментального исследования. Использование математического аппарата является мощным средством современного научного познания.

Благодаря этой связи теоретические высказывания обретают объективный смысл. Соответственно этому перестраиваются уже сложившиеся теории, образующие данную отрасль знания. Сложившаяся теория включает множество элементов, которые образуют структуру теории. Вся эта совокупность высказываний, связанных между собой, образует язык сложившейся научной теории.

Эту задачу выполняет научное предсказание предвидение, прогнозирование. В ходе своего развития теория всегда стремится охватить как можно больше фактов. Построению новой теории всегда предшествует постановка научной проблемы.

Чтобы решить научную проблему, необходимо по-новому рассмотреть эмпирические факты. Характерной чертой теоретического мышления является применение абстрактных объектов. Такие образы суть абстрактные объекты теоретического уровня знаний.

По мере усложнения теоретических исследований мысленный эксперимент приобретает всё новые функции. Это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования.

Модели могут быть мысленными и материальными. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

Тогда осуществляют предельный переход, предполагая, что это свойство получает максимальное развитие, если условие вообще будет исключено. Идеализированными объектами оперирует любое теоретическое мышление. Поэтому идеализированные объекты являются необходимыми элементами развитого теоретического знания.

Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности вещного или мыслительного — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие сходство — в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Средства и методы научного познания реферат 9212536

Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное предметное и идеальное средства и методы научного познания реферат, выраженное в соответствующей знаковой форме.

Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам физики, механики и т. При материальном предметном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т. При идеальном знаковом моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного символы языка и т.

В настоящее время широкое распространение получило математическое компьютерное моделирование. Системный подход— совокупность общенаучных методологических принципов требованийв основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

К числу этих требований относятся: а выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в исследование механизма взаимодействия системы и среды; г изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление модели объяснения отклонений реферат типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики, общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы — природных, социальных, когнитивных познавательных. Структурно-функциональный структурный метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли функций относительно друг друга. Beроятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Это и позволяет вскрыть необходимость закон через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую насыплют наукой о случайном. Вероятность - количественная мера степень возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности — от нуля невозможность до единицы действительность.

Указанные методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию основаниюкак характер вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер например в классической механике. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов, средства и методы научного познания реферат сложное переплетение которых и выражается необходимость.

  • Основная статья: Эксперимент.
  • Дело в том, что на уровне теоретического познания легче и проще иметь дело с идеализированными объектами, которые обычно допускают использование математического метода, сравнительно простую и эффективную формулировку ряда законов в естественных и технических науках.
  • При статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени измерение размеров тел, постоянного давления и т.
  • Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т.

Сегодня все чаще говорят о проникновении в науку вероятностного стиля мышления. Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.