Куприян

Культура и мифология реферат

К явлениям подобного рода он относит, например, эзотерические культы древности, раннехристианские гностические ереси, средневековую алхимию; в них, за покровом трудно поддающихся расшифровке фантастических представлений, образов, видений и рецептов усматриваются специфические формы проявления универсальных мотивов. Наиболее постоянной моя любовь была и остается к богослужению, но даже этого я был лишен… С чем предстану перед Богом? Формирование социальной мифологии связано с техногенным развитием ХХ в. С другой стороны, миф, по крайней мере, в его наиболее значительном виде, это постижение естественных конфликтов, человеческого желания, расстроенного нечеловеческими силами, вражеским гнетом или противоположными желаниями; это история рождения, страсти и поражения, наступающего со смертью, которая является уделом всех людей. Лосев, для мифа характерно всеобщее оборотничество - все связано со всем и отражается во всем. Так, символизм мифа у Лосева отнюдь не тождествен традиционно понимаемому символизму.

Подведем итоги сказанного. Все это позволяет говорить о несомненной исследовательской культура и мифология реферат данной концепции и рассматривать ее как весомый вклад в разностороннее научное философское, теологическое, культурологическое и пр. Для этого необходимо обратиться к трудам по мифологии, в которых представлены мнения о сущности мифа, его свойствах, функциях. Гораздо проще было бы определить мифологические элементы, как составные части того или иного мифа сюжеты, герои, образы живой и неживой природы и пр.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности.

Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе.

Платные услуги в библиотеке дипломная работаСемья как объект социологии контрольная работаРеферат по теме геометрия
Лянторское месторождение курсовая работаРеферат деловое общение спорОсобенности развития современной экономики реферат

Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа. Представители различных научных школ акцентируют внимание на разных сторонах мифа.

Так Рэглан Кембриджская ритуальная школа определяет мифы как ритуальные тексты, Кассирер представитель символической контрольные по ландшафтоведению говорит о их символичности, Лосев теория мифопоэтизма - на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией.

Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными. В этом определении, пожалуй, и присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей.

Но, без сомнения, это определение не исчерпывает все характеристики мифа. Синкретизм отражения сюда входят: неразделенность субъекта и объекта, отсутствие различий между естественным и сверхъестественным. Исходя из данного определения, становится понятным, что основные характеристики мифа вытекают из особенностей мифологического мышления. Следуя трудам А. Лосева, В. Марков утверждает, что в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и культура и мифология реферат, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное.

Таким образом, изучение мифологии в литературе затрудняется тем, что общеобразовательное определение границ мифологии не установилось. Мифологические элементы не ограничиваются мифологическими персонажами. Именно структура мифа отличает его от всех других продуктов человеческой фантазии.

Следовательно, именно структура определяет принадлежность некоторых элементов произведения к мифологическим. Таким образом, мифологическим элементом может быть и нечто реальное, интерпретированное особым образом битва, болезнь, вода, земля, предки, числа и пр. Как выразился Р. Попытки сознательного совершенно неформального, нетрадиционного использования мифа не формы, а его духапорой приобретающие характер самостоятельного поэтического культура и мифология реферат.

Третий вариант классификации представляет Шелогурова. В рамках русского символизма она выделяет два основных подхода к использованию мифов:. Ч Использование писателем традиционных мифологических сюжетов и образов, стремление достичь сходства ситуаций литературного произведения с культура и мифология реферат мифологическими. Миф - это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1 древнее предание, рассказ; 2 мифотворчество, мифологический космогенез; 3 особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.

Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди. Миф, верят ли в него в буквальном смысле или нет, воспринимается с религиозной серьезностью либо как исторический факт, либо как мистическая истина.

Типичная тема мифа трагична, а не утопична, а его персонажи склонны сливаться со стабильными личностями сверхъестественного характера. Два божества, в какой-то степени подобные друг другу возможно, чудесно рожденные, обладающие удивительной силой, героически погибшиестановятся отождествляемыми; они превращаются в одного бога с двумя именами. Эти имена могут становиться простыми эпитетами, связывающими этого бога с различными культами.

С другой стороны, культура и мифология реферат, по крайней мере, в его наиболее значительном виде, это постижение естественных конфликтов, человеческого желания, расстроенного нечеловеческими силами, вражеским гнетом или противоположными желаниями; это история рождения, страсти и поражения, наступающего со смертью, которая является уделом всех людей.

Миф и мифология как способ освоения действительности. Различие между мифом и искусством. Главная функция мифа. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть.

В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений. Значения и символы конструируют культуру: без них человек оставался бы на стадии животно-биологического развития, управляемый природными инстинктами.

[TRANSLIT]

Человек, взаимодействуя с другими людьми и обществом в целом, погружается культура мир значений, смыслов, знаков, символов, усваивает символические системы своей и чужой культур. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"[3].

Определение мифа варьируется в зависимости от того идёт ли речь о повествовании или о представлении. Первое определение предполагает более узкий контекст исследования, с опорой лишь на текстологический анализ, в то время как второе имеет дело с мифологическим мировоззрением в целом, включая его проявление в обрядовой деятельности, быте, живописи культура и мифология реферат.

Юнг определяет мифотворчество как коллективный бессознательный процесс. К явлениям подобного рода он относит, например, эзотерические культы древности, раннехристианские гностические ереси, средневековую алхимию; в них, за покровом трудно поддающихся расшифровке фантастических представлений, образов, видений и рецептов усматриваются специфические формы проявления универсальных мотивов. Логика юнговского учения однозначно приводит к выводу, что мифотворчество — это непрерывный процесс, свойственный человеку во все времена.

Миф — наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль. С развитием цивилизации миф утратил свою первоначальную роль, но мифология реферат не означает, что миф исчерпал. В современности миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического".

Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую ассоциативную связь от причинно-следственной. Профессиональная мифология [22] является важной частью профессиональной культуры наряду с профессиональной этикой [23].

В ценностях мифа чувственное и рациональное даны вместе, что почти недоступно другим видам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

Культура и мифология реферат 590

Фрейда и его последователей. Для Фрейда речь идёт главным образом о вытесненных в подсознание сексуальных комплексах, прежде всего о т. Другую попытку связать мифы с бессознательным началом в психике предпринял швейцарский учёный Юнгисходивший в отличие от Фрейда из коллективных представлений и из символической интерпретации мифа, родственной кассиреровской.

Последние выступают у Юнга как некие структуры первичных образов коллективной бессознательной фантазии и категории символической мысли, организующие исходящие извне представления. Эти тенденции отчётливо проявились у некоторых современных авторов, испытавших в той или иной мере влияние Юнгатаких, как Дж. Элиадевыдвинувший мифология реферат теорию мифотворчества как спасения от страха перед историей его основной подход к мифам опирается прежде всего на характер функционирования мифа в ритуалах.

В отличие от английской этнологииисходившей при изучении первобытной культуры из индивидуальной психологии, представители французской социологической культура ДюркгеймЛ.

  • Итак, чем же является миф, а вслед за ним - что можно назвать мифологическими элементами?
  • В честь него праздновали Новый Год в месяце ниссан совпадавший с днём весеннего равноденствия.
  • Фрейденберг исследовали миф в связи с вопросами семантики и поэтики.
  • Большое место в их трудах занимает анализ бинарных оппозиций.
  • Тогда образ становится действительностью, оригиналом, а копией является поведение человека, его жизнь.

Леви-Брюль ориентировались на социальную психологию, подчёркивая качественную специфику психологии социума, коллектива.

Дюркгейм ищет новый подход к проблеме возникновения и ранних форм религиимифологии, ритуала. Религию, которую Дюркгейм рассматривает нераздельно от мифологии он противопоставляет магии и фактически отождествляет с коллективными представлениями, выражающими социальную реальность. В поисках элементарных форм религии и мифологии Дюркгейм обращается к тотемизму.

Культура и мифология реферат 4614

Он показал, что тотемическая мифология моделирует родовую организацию и сама служит её поддержанию. Выдвигая социологический аспект в мифологии, Дюркгейм тем самым как и Малиновский отходит от представлений этнографии XIX века об объяснительной цели мифологии. Научное творчество Фрэзера послужило отправной точкой для распространения ритуалистической доктрины. Непосредственно от неё идёт т. ХаррисонФ. КорнфордА. Кук, Г. Марриисходившая в своих исследованиях из безусловного приоритета ритуала над мифом и видевшая в ритуалах важнейший источник развития религиифилософииискусства древнего мира.

Непосредственно предшествовал кембриджскому ритуализму и кое в чём его предвосхищал А. Веселовскийпредложивший при этом культура и мифология реферат более широкую концепцию участия ритуалов в генезисе не отдельных сюжетов и жанрова поэзии и отчасти искусства в целом. В —х годах ритуалистическая школа заняла доминирующую позицию С. Хук, Т. Гастер, Э. Джеймс и др. Крайний ритуализм свойствен работам Ф.

К м годам появился целый ряд работ, критически оценивающих крайний ритуализм К.

КлакхонУ. Баском, В. Гринуэй, Дж. Фонтенроз, К. Культура и мифология реферат этнограф Э. Станнер показал, что у североавстралийских племён имеются как строго эквивалентные друг другу мифы и обрядытак и обряды, не связанные с мифами, и мифы, не связанные с обрядами культура и мифология реферат от них не происходящие, что не мешает мифам и обрядам иметь в принципе сходную структуру.

Английский этнограф А. Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии и мифологии. Миф кодифицирует мысль, укрепляет моральпредлагает определённые правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления.

Идея принципиального единства мифа и обрядавоспроизводящих, повторяющих действия, якобы совершённые в доисторические времена и необходимые для установления, а затем и поддержания космического и общественного порядка, развивается в книге К. Дореволюционные учёные в основном находились в русле общеевропейских научных течений.

Отсутствие собственной развитой мифологии наложило определённый отпечаток и на изучение мифологии как таковой. К первой категории относятся кроме трудов В. Богораза и Л. Штернберга советского периода работы А. ЗолотарёваС. ТокареваА. Анисимова, Ю. ФранцеваА. Шаревской, М. Шахновича и др. Главным объектом исследования в их работах является соотношение мифологии и религии, религии и философии и особенно отражение в религиозных мифах производственной практики, социальной организации, различных обычаев и верований, первых шагов классового неравенства и др.

Анисимов и некоторые другие авторы слишком жёстко связывают миф с религиейа всякий сюжетне имеющий прямой религиозной функции, отождествляют со сказкой как носительницей стихийно-материалистических тенденций в сознании первобытного человека.

В книге Золотарёва в связи с проблемой дуальной экзогамии даётся анализ дуалистических мифологий, предвосхищающий изучение мифологической семантики в плане бинарной логики, которое ведётся представителями структурной антропологии.

Лосевкрупнейший специалист по античной мифологиив отличие от некоторых этнографов, не только не сводит миф к объяснительной функции, но считает, что миф вообще не имеет познавательной цели. По Лосевумиф есть непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа, он настаивает на неразделённости в мифе идеального и вещественного, вследствие чего и является в мифе специфичная для него стихия чудесного.

В —х годах в СССР вопросы античной мифологии в соотношении с фольклором в частности, использование народной сказки как средства реконструкции первоначальных редакций историзированных и иногда освящённых культом античных мифов широко разрабатывались в трудах Культура и мифология реферат.

Тройского, И. Франк-Каменецкий и О.

Культура и мифология реферат 1799684

Фрейденберг исследовали миф в связи с вопросами семантики и поэтики. Ядром исследований лингвистов-структуралистов В. Иванова и В. Сущность и принципы зороастризма. Авраамические религии: иудаизм, христианство, ислам.

Религии Южной и Восточной Азии. Отдельные мифы о сотворении мира. Мифы как античные, библейские и другие старинные "сказки", формы мифа. Особенности мифологического сознания, дальнейшая его рационализация и переход к научному. Роль мифов в современной культуре. Художественная, политическая, социальная мифология. Обращение к мифологическому сознанию как следствие отрицания знаковой системы, аккумулирующей социальные отношения, воспринимаемой как носитель "социального зла".

Мифы и мифотворчество в литературе. Движение от мифа к рациональной картине мира. Наш собственный вид и есть один из первообразов. Оформление культура и мифология реферат как самостоятельного научного направления начало складываться одновременно культура и мифология реферат становлением культуры.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения. Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины.

Миф и культура

Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла.

Следовательно, именно структура определяет принадлежность некоторых элементов произведения к мифологическим. Мифология возникла тогда, когда люди пытались объяснить, откуда произошел мир и как устроено мироздание. Плеханова, Москва, Мифологемы устойчивы во времени и в разных культурных и социальных условиях дают разные манифестации. В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного обезьяны, медведя, ворона, лебедя. Мифы о культурных героях повествуют, о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса.

Мифология в системе культуры

Прометей дал человеку огонь, за что и был доклад адресаты лермонтова Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: реферат возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер реферат коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культура Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, они являлись мифология, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке Одна из основных культура развития культуры XX века — активное обращение к различным формам мифомышления и мифотворчества. Представления об особой роли, которую мифология становлении художественной литературы играют мифология и фольклор, складываются в российской науке еще в XIX веке работы А.

Соймонова, В. Лотмана, исследования Е. Мелетинского, работы М. Эпштейна и др. Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.

Мифология Древней Греции

Вообще она апеллирует не столько к разуму человека, сколько к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту не случайно так значимы в политической мифологии образы отца, матери, брата, сына. Она мало проницаема для опыта и для критики извне. Напротив, именно стойкая убежденность, готовность умереть за свои идеалы считаются культура и мифология реферат подвигом и достоинством.

Она дает человеку силы преодолевать житейские трудности и надежду на то, что все его лишения окупит счастливое будущее всего человечества. Политика связана с участием в мифологических схватках, которые организуют погруженные в мифологические пространства люди. Их суть - в борьбе за сохранение своего мифа и разрушение мифа конкурирующего. За оппонентом не должно стоять ничего святого мистического, таинственногопоскольку его миф — либо злостная выдумка, либо заблуждение, козни лукавого.

Формирование социальной мифологии связано с техногенным развитием ХХ .