Нина

Проблемное обучение в высшей школе реферат

Требуется ясная структура задачного состава педагогического управления деятельностью, складывающаяся на основе субординации конкретных учебных проблем, необходима общая стратегия их решения. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности [10, С. Бабанский, И. Работа проводится быстро. Суть второй концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения.

Текущая периодическая успеваемость есть показатель качества изучения отдельных разделов, тем, предметов. Экзаменационные сессии со временем будут отменены, так как осуществляется переход на рейтинговую систему оценки знаний. При этом возрастает роль текущей проверки знаний, на основе которой и устанавливается рейтинг студента. Курсовые работы относятся к итоговыма государственные экзамены и защита диплома - к заключительным видам контроля. Итоговая успеваемость характеризует общий итог обучения по дисциплине, наличие знаний, умений и навыков, включая межпредметные связи и отношения.

Заключительная оценка качества подготовки специалиста выражает его научное, профессиональное, психологическое, организационное соответствие требованиям и задачам, стоящим перед выпускником данной специальности. Основной целью государственных экзаменов является установление знаний студентов по качеству, объему и глубине усвоения, умению их применять в учебной, практической и научной деятельности.

Существуют разные варианты проведения экзаменов: по билетам, без билетов; в устной или письменной форме.

  • Например, при изучении галогенов возможно и вообще при изучении свойств химических элементов , познакомив учащихся со структурой атома фтора, хлора, брома, йода, столь различающихся как по массе ядра, так и по числу электронов и по физическим свойствам, можно показать им то общее, что объединяет все эти галогены.
  • При этом возрастает роль текущей проверки знаний, на основе которой и устанавливается рейтинг студента.
  • При этом следует учесть, что предметное содержание самой ситуации абсолютно разное: учащиеся завязаны на изучении предметного объекта, а учитель нацелен на обучение и развитие учеников через информационную реконструкцию знаний об этом предметном объекте.
  • Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью.
  • Как показывает практика преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах, сам процесс общения может осуществляться в текстовой деятельности, то есть действиях порождения и интерпретации текстов.

Экзаменационный билет должен быть подписан экзаменатором и заведующим кафедрой. Экземпляр экзаменационных билетов хранится на кафедре. Файловый архив студентов.

Логин: Пароль: Забыли пароль? Проблемное обучение в высшей школе Научное обоснование дефиниции "проблемное обучение". Содержание и назначение проблемного обучения, условия его успешной организации.

Кудрявцев , и раскрывшей роль проблемной ситуации в мышлении и обучении А. Большинством голосов учащиеся выбирают девять представителей группы. Уроки русского языка.

Особенности методологии проблемного обучения. Особенности обучения иностранным языкам на основе проблемного подхода.

Теория проблемного обучения. Организация проблемного обучения в школе. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии. Применение проблемного обучения при изучении темы: "Предельные одноосновные кислоты". Технология проблемного обучения в высшей школе. Переход от поодиноких фактов до обобщений.

Сопоставление спорных фактов, явлений. Научно-методическое обеспечение процесса обучения для создания проблемных ситуаций. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения.

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей, или просто проблемой.

Признаками проблемы являются: 1 порождение проблемной ситуации в науке или в процессе обучения ; 2 определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения; 3 возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска.

Второй основной тип проблем состоит в исследовании результата решения проблем первого типа. К методам проблемного обучения относятся: 1. Большую роль в формировании РУ во всех видах деятельности играет отбор текстов. При отборе текста мы проблемное обучение в высшей школе реферат следующими критериями: 1 культурологическая ценность текста аутентичность, современность и актуальность отражаемых реалий ; 2 информативность текста учет специфики неязыкового факультета, наличие современной информации по проблемам изучаемой специальности ; 3 коммуникативная ценность текста учет интересов и уровня языковой подготовки студента как коммуниканта и объекта культурного воздействия ; 4 лингвистическая ценность текста формальная аутентичность ; 5 пропорциональность в отборе текстов аудитивных и печатных; принадлежащих к различным типам, в связи с проблемное обучение в высшей школе реферат осуществления переноса из одного вида РД в другой [10.

Проблемный подход к обучению иностранному языку позволяет увидеть и принять "картину" языка на всех уровнях фонетика, лексика, грамматика, текст и "симфонию" речевой деятельности во всем многообразии ее видов говорение, письмо, аудирование, чтение, перевод [7.

При проблемном обучении временные затраты на овладение знаниями и умениями минимальны по сравнению с традиционным обучением, поскольку в проблемной ситуации одновременно идет приобретение знаний, практических и поисковых умений, так необходимых студентам нефилологических факультетов.

Как справедливо проблемное обучение в высшей школе реферат Е. Ковалевская, минимальное время. Страницы: 1 2. Похожие рефераты:. Использование элементов проблемного обучения в преподавании экологии Оглавление. Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации учения при изучении темы физики Радикальные изменения в нашем обществе, начавшиеся в году, существенно изменили мотивацию получения образования.

Сегодня большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность. Система проблемных уроков по теме "Основной капитал предприятия" при изучении дисциплины "Экономика проблемное обучение в высшей школе реферат Теоретические основы проблемного обучения: история развития и становления, основные функции и признаки.

Разработка системы проблемных уроков по теме "Основной капитал предприятия". Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Организационно-методические основы учебного процесса Понятие "контроль знаний". Требования к контролю знаний, функции и этапы джаз клуб афиша. Методы обучения, используемые в условиях активного обучения.

Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологий обучения. Интерпретация учебного материала. О содержании и методике лекций проблемного характера Вопросы о необходимости внедрения проблемной лекции в учебном курсе. Функции, виды, структура и методика чтения лекции, критерии оценки качества и анализ ее результативности. Принципы руководства лектором работы студентов на теоретическом занятии.

Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе Дидактическое обоснование методов проблемного обучения.

Проблемное обучение: сущностные характеристики и тенденции развития. Лекция Г. Ибрагимова

Проблемная ситуация — основное звено проблемного обучения. Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания. Проблемное обучение Основные творческие способности человека.

Проблемное обучение в высшей школе реферат 2754

Психологические основы концепции проблемного обучения. Сущность теории мышления. Четыре уровня проблемности в обучении. Главные этапы построения проблемного занятия, их специфика. Вербальная формулировка проблемы. Метод программированного обучения в преподавании математики Характерные черты программированного обучения. Линейный и разветвленный способы программирования учебного материала. Методика проведения занятий с применением программированных материалов. Современные дидактические концепции - закономерности и принципы Психолого-педагогические концепции процесса обучения.

Проблемное обучение в высшей школе реферат 7512

Традиционная, педоцентристская и современная система дидактики. Дидактические концепции Л. Занкова и В.

Курсовая работа: Проблемное обучение

Система обучения младших школьников, принцип осознания ими процесса учения. Методика подготовки проблемной лекции Сущность и значение лекции, ее функции и требования к проведению.

Проблемное обучение в высшей школе

Основания для классификации лекций, отличительные черты основных ее видов. Роль обучения, основанного на создании и решении проблемной ситуации. Особенности ее содержания и методики. Формирование у учащихся практических познавательных умений по физике В последнее время все более проявляется необходимость постоянного совершенствования учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения.

Организация проблемного обучения. Выполняют функции развития студентов. При такой организации учебного процесса репродуктивная и творческая деятельность студентов будет осуществляться в ходе решения проблемных задач [3, с.

Технология проблемного обучения Содержание. Теоретические основы проблемного обучения. Правила постановки учебной проблемы. Система методов проблемного обучения. Основы использования проблемного обучения в начальной школе Процесс развития познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Технология проблемного обучения. Проблемный метод при изучении математики в начальной школе, его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Контрольная работа по теме эндокринная система вариант 149 %
Эссе на тему воображение87 %
Функции человеческого организма реферат58 %

Проблемное обучение в преподавании темы физики 8 класса "Тепловые явления" В настоящее время очень часто бывает так, что усвоение знаний учащимися формальное а, это приводит к непониманию сущности явлений и законов. Кроме того, происходит снижение интереса к предмету. Организация проблемного обучения в начальной школе Развитие творческих способностей каждого ребенка. История развития, роль и сущность проблемного обучения, его виды, уровни и характеристика.

Возникает проблемная ситуация и потребность найти решения проблемы, имеющей для учащихся практическую значимость [10]. Таким образом, процесс формирования новых знаний начался в ходе выполнения задания учителя в домашних условиях, в жизненной ситуации, которая раскрыла главную проблему, выявила противоречия между возникшей познавательной потребностью и необходимостью ее удовлетворения при полученных ранее знаниях.

Здесь мы видим элемент перспективности обучения; домашнее задание рассчитано на подготовку к усвоению новых знаний; повторения пройденного происходит не форме повторного чтения указанных учителем страниц учебника или переписывания упражнений, а в форме самостоятельной работы, содержанием которой является решение возникшей проблемы практической или теоретической задачи.

Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа [7]. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Возможности управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону интересы ученика, его желания, потребности, возможности и так далее.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:. Способы создания проблемных ситуаций.

Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между.

Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и так далее.

Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему [16]. Путем измерений сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Учащиеся это задание легко выполнили. Учитель некоторые из полученных результатов записывает в 2 столбика на доске:. Результат у всех получается разный, но учитель просит ребят внимательно рассмотреть числа и сделать предположение о зависимости между длиной ломанной и расстоянием между ее концами.

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между реферат представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний. Организация межпредметных связей.

Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации при отработке навыков, повторения пройденного тому подобное. В этом случае следует использовать факты и данные наук учебных предметовимеющих связь с изучаемым материалам.

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов, проблемное.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем или возникшую в ходе урока проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами. Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения?

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:. На основе требования названию диссертации определения: проблема - задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Учебная проблема не реферат задаче. И в жизни, и в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.

Учебная проблема - форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так реферат как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача — явление объективное, для ученика реферат существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания [6]. Учебная проблема - форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию объяснению сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не высшей школе должного эффекта.

Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что реферат переход к более трудному [8].

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых задач; составление задач и их решение; логических анализ текста; ученическое исследование; сочинение; рационализация и изобретение; конструирование и. Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций доклад о воли различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной поисковой деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного иди коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения [7].

Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности учащихся, все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся на проблемные и не проблемные.

С точки зрения внутренней специфики логико-психологическойпроблемным следует считать урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению высший уровень проблемности или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации низший уровень проблемности. Дидактическим внешним показателем проблемного урока является его комплексность, синтетичность.

Сущность синтетичного урока заключается в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с введением нового материала, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока [8]. Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:. Таким реферат, структура проблемного урока, в реферат от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса логики продуктивной мыслительной деятельностиа не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

В рамках проблемного обучения в педагогике исследуются не только общепедагогические проблемы, но и проблемы обучения отдельным предметам. Особенно это относится к проблемам педагогики математики. Именно на уроках математики складывается благоприятная атмосфера обучение введения элементов проблемного обучения, так как проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости, который направлен на формирования понятий, законов и теорий.

Создание учебной проблемной ситуации реальной или формализованной с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной проблеме и мотивировать целесообразность ее рассмотрения.

Постановка познавательной задачи или задачвозникающей из данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.

Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной. Процесс решения поставленной задачи обсуждение задачи в целом и деталях, выявление существенного и несущественного в ее условиях, ориентация реферат возможных трудностях при ее решении, вычисление подзадачи и последовательность ее решения, соотношение данной задачи с имеющимися знаниями и опытом.

Проблемное обучение в высшей школе реферат 183898

Разработка возможных направлений решений основной задачи, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, могущих быть использованы в указанном направлении решения задачи, сравнительная оценка направления решения и выбор одного из них, разработка плана решения задачи в выбранном направлении и его реализация в целом, детальная реализация плана решения задачи и обоснование правильности всех шагов возникающего решения задачи. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.

Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.

Подведение итогов проделанной работы, выявление существенного в содержании, способах решения, результатах, обсуждение возможных перспектив применения новых знаний и опыта [10]. Данный схематический план организации проблемного урока математики как и любой проблемное обучение в высшей школе реферат динамичен в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной проблемы.

Проблемное обучение в высшей школе реферат 4788480

Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе и тому подобное. В настоящее время большое внимание уделяется так называемой технологизации образовательных систем, что связано с научно — техническим прогрессом, информатизацией и технологизацией общества, а также особенностями системы образования. Педагогика в современном мире, утверждает И. Подласый, переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов [1].

Изначально под технологией подразумевался процесс изготовления продукции техническими средствами — станками, группой станков и так далее. Таким образом, технология представляет собой алгоритмизированную последовательность операций получения какого — либо продукта, построенного на использовании технических или любых других средств под управлением человека [2].

Где же скрывается технология в образовании? В задачах, результатах или в самом процессе? Очевидно, технология прежде и больше всего относится к процессуальной части — методам, формам, средствам. Главные вопросы, на которые, следовательно, она должна отвечать — как учить и воспитывать, как развивать?

Каким путем вести учеников, как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, как получить продукт заданного количества и качества. В процессе обучения особым образом сплавлены ум, мастерство, идеи, методы и формы, средства и результаты, и многое другое.

И проблемное обучение в высшей школе реферат последние более или менее разработаны в педагогической науке, то мастерство в традиционном представлении — предмет нематериальный, вследствие чего сводятся воедино представления, идеальные понятия и реальные отношения, хоть как-то связанные с мастерством.

Вокруг процесса, его организации, мастерства вращаются все определения педагогической технологии, но частей очень много и логически соединить все довольно трудно, поэтому с момента появления данного понятия в педагогическом словаре в 70 — 80 гг.

Применение проблемного обучения в качестве технологии на уроках математики включает в себя использование так называемых технологических составляющих, которые составляют следующее. Одним из распространенных методов активизации деятельности учащихся является постановка проблем во время лекции. Проблемный метод, или озадачивание, сводится оп к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью вопросов может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал, и тому подобное.

Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога [13]. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, фотографий и тому подобное.

Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, то есть такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

В проблемной ситуации у учащегося либо недостаточно знаний, либо он не владеет способами действия для решения данной проблемы [13]. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, проблемное обучение в высшей школе реферат общий характер. Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.

Педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы по культуре ислама, принятия и запоминания. Этот подход применяется чаще, чем. Ответ самим лектором на поставленный вопрос наиболее приемлем в больших аудиториях, где затруднена обратная связь.

Его желательно применять там, где аудитория пожилого возраста или консервативно настроена к лекции. Этот подход может использоваться при обучении учащихся речетворчеству.

Педагог ставить задачу сочинить сказку рассказ, историю и тому подобное и сочиняет ее в данный момент урока. Учащиеся на примере учителя учатся речетворчеству. Педагог ставит задачу проблемное обучение в высшей школе реферат сказку рассказ, историю и так далее и сочиняет её в данный момент урока.

Учащиеся на примере учителя учатся этому процессу. Педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы но не критикуя неудачныепедагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Он является как бы ведущим беседы, и классическое представление о лекторе здесь исчезает.

Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы [13].

Время выступления педагога зависит от ситуации, он должен избегать ухода в сторону от темы лекции. Данную форму можно использовать в молодежной или небольшой аудиториях, при положительном отношении учащихся к педагогу.

Этот подход можно использовать при обучении речетворчеству. Поставив задачу, педагог стимулирующими вопросами активизирует учащихся. Педагог излагает проблему и дает возможность высказаться нескольким учащимся, фиксирует внимание на двух-трех наиболее часто встречаемых подходах к проблеме. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Данный метод может применяться в аудитории, в которой учащиеся хотят высказать свое мнение; в школе, в вузах, на ФПК.

Если же слушатели пришли на разовую лекцию и хотят получить информацию от лектора, то описываемый метод не всегда будет уместен. Следующий вариант лекции — с использованием малых групп: формируются малые группы по пять — семь человек.

В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблемы неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться. Данный подход применяется для изучения мнения учащихся по обсуждаемым проблемам, его лучше применять в учебных лекциях в школах, техникумах, вузах, ФПК.

Большинством голосов учащиеся выбирают девять представителей группы. Они располагаются за первыми столами. Педагог знакомит учащихся с проблемой. Представителям группы раздают карточки, на которых они проблемное обучение в высшей школе реферат течение пяти минут пишут свое мнение. Затем карточки передаются друг другу, и все знакомятся с мнениями. Лучше поставить в углу карточки фамилию, чтобы педагог мог сравнить изменение мнений [13].

Педагог оглашает наиболее распространенные мнения по данному вопросу, приводит и доказывает правильный ответ, обращает внимание на способность учащихся к критическому анализу собственных суждений. Матюшкин А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Структура проблемного урока.